Документ подписан электронной подписью
Загвязинская Эвелина Владимировна
Организация: ГАОУ ТО «Гимназия российской культуры»
Должность: Директор
Дата и время подписи: 11.01.2021 14.00
Показать электронную подпись

625016, г. Тюмень, ул. Широтная 47

тел.: 8 (3452) 339711

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Гимназия в контакте

Адаптация первоклассников

Здравствуй, школа!...

Первый класс – он самый трудный как для родителей, так и для детей. И возможные проблемы, главным образом, связаны с эмоциональными переживаниями и тех, и других. Но очень важно, чтобы взрослые помогли адаптироваться ребенку в школе. Постараемся разобраться, в нашей родительской задаче. Что от нас требуется?

Главным образом, ребенок, привыкший быть за мамой, за каменной стеной, попадает в новую социальную среду. Этот переход к «взрослой» жизни может сопровождаться и такими переживаниями, как неуверенность в своих силах, сомнения в своей способности справиться со всеми требованиями в той или иной степени свойственны большинству первоклассников: поступление в школу – это эмоционально напряженная ситуация. Поэтому первоклассник, прежде всего, ожидает от родителей поддержки и помощи. Это совсем не значит, что с первого дня надо начинать делать за него уроки, от вас требуется лишь внимание к его персоне. Почаще говорите маленькому человечку, какой он умный и способный, как хорошо у него все получается (даже если это не совсем так), но надо еще стараться и буквы станут красивее, а цифры ровнее. А конкретная помощь первокласснику может заключаться в том, чтобы «научить его учиться». Для него ведь это новое, ведь занятия в детском саду сильно отличаются от школьных. Вы не найдете ребенка, который сознательно бы шел, в школу с намерением плохо учиться. А на вопрос бабушек-дедушек: «Как ты будешь учиться?», он, не задумываясь, выдает: «Хорошо!». Хорошо или плохо зависит, конечно, от способностей ребенка, но и важную роль тут играет заинтересованность родителей.

Наблюдаем за ребенком. Как определить, как проходит его включение в школьную жизнь? Конечно, будут родительские собрания, на котором классный руководитель расскажет, что происходит с вашими детьми. Будут и консультации у школьного психолога. Но большее значение имеют ваши наблюдения за ребенком, они дадут вам реальное представление о том, нравится ли ему новый коллектив, первая учительница и уроки. Самым правдивым показателем будет желание ребенка идти в школу. Если первоклассник с радостью утром выходит за порог квартиры, то все в порядке. Если же долго копается, всем своим видом выражая, нежелание, надо искать причину. Причин может быть много. Не нравится кто-то из одноклассников, обиды ( поверьте, дети умеют обижать пожестче взрослых). Не бойтесь сходить к учителю и поговорить с ним, если видите, что с ребенком что-то происходит. Пожалуйста, никогда не обсуждайте действия учителя при ребенке, если Вас что-то не устраивает в учебном процессе, в противном случае из уст своего первоклассника вы услышите: «Мария Ивановна – плохая!»

Не в оценках счастье. Вторым показателем выступает желание  ребенка именно учиться. Положительные эмоции на первых порах могут вызвать появившиеся у него предметы – портфель, учебники, карандаши, а также общение с новыми друзьями и другие обстоятельства прямо не связанные с обучением. Но успешным включение в учебную деятельность будет только тогда, когда ребенок осознает, что в школу не просто ходят ради общения, туда ходят за знаниями. Именно за знаниями, у многих детей стоит родительская установка: хорошо учиться значит получать хорошие отметки. На самом деле желание узнавать больше, запоминать материал, применять полученные знания – вот, что ведет к хорошим оценкам. Частая ошибка родителей в том, что мы готовим детей и требуем от них результата. И ребенок подходит к учебе, не ориентируясь на свое желание и интерес, а лишь на чужое восприятие результата. Почему это происходит? Потому что родители редко спрашивают после учебного дня: «Что ты сегодня узнал нового? Чему научился? Что было интересного?». Чаще можно услышать: «Какие отметки получил?». Конечно, никто не спорит, что родители и учитель для ребенка должны быть авторитетом, и к их мнению в данном случае ЗАКОН. Но, если целью становится только одна оценка, то ребенку трудно будет сохранить любознательность. В обыденной жизни родительская воля чаще всего проявляется в том, как ребенок делает заданные уроки дома: под контролем мамы-папы, бабушки-дедушки или просто при их заинтересованном участии, с признанием главным лицом в этом процессе самого ребенка. Это и есть третий показатель благополучия при включении в школьную жизнь: желание выполнять домашние задания.

Если ребенка все время жестко контролировать, то у него нарушится грань между «хочу» и «надо» в его учебной деятельности. И если «надо» возьмет верх над «хочу», то у ребенка может возникнуть отвращение к учебе и как следствие хорошие отметки, о которых так мечтают родители, сменятся на плохие оценки. Помните, ваш интерес к домашним заданиям не должен вызвать в ребенке неуверенность, что без вас у него ничего не получится. В таком случае дома он будет он на «отлично» делать уроки, а в школе на контрольных работах и заданиях в классе будет теряться. Так что всего должно быть в меру, даже заинтересованности.

И напоследок. О чем еще хочется предупредить родителей будущих первоклассников. О школьной дружбе. Для ребенка важно найти друзей в классе. В данном случае маленькому человечку нужен друг, с которым можно поболтать на переменке, если хотите побегать и попрыгать, похвастаться новыми игрушками. Родителям не надо настаивать на своем мнении: «Нам не нравится этот мальчик (эта девочка), не дружи с ним (с ней)». Во-первых, совсем не означает, что ваш ребенок пронесет эту дружбу через всю жизнь. Скорее всего, он сам увидит, что этот человек ему не подходит в друзья. Во-вторых, если ребенку говорить нельзя, то, что он сделает? Правильно! Он будет дружить именно с этим ребенком, чтобы убедиться, а почему же все-таки было НЕЛЬЗЯ. Еще хочется напомнить, что они еще совсем маленькие и только-только лишились детсадовского режима с дневным сном. Первоклассникам очень тяжело целый день находиться в школе. Поэтому, по возможности помните, что ваш ребенок будет, в общем- то по времени отрабатывать целый рабочий день.

Желаем вам успешной адаптации к школе!

 

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14 до16 часов.
  9. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным.
  10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается) необходимы.
  11. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …"
  12. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, специалистами психологической службы, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  14. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  15. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на боли, усталость, плохое состояние
  16. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.