Каждого родителя будущего первоклассника волнует вопрос, как его ребенок пойдет в школу, с какими трудностями он там столкнется, справится ли с возникшими проблемами, как вольется в новый детский коллектив?
И следующий вопрос, который возникает у мам и пап малыша: необходимо ли готовить своего ребенка к школе? Может, лучше совсем не готовить, придет время, там всему и обучится?
По этому вопросу специалисты придерживаются одной позиции – обучать обязательно надо. Только без принуждения и наказаний и обязательно в игровой форме.
Подготовка к школе - это кропотливая работа, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Однако основой таких занятий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник для того, чтобы освоить новый материал, поступить в школу и успешно в ней обучаться.
Основными задачами такой подготовки являются:
- формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
- развитие логики – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
- развитие речи – умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- развитие памяти и внимания;
- развитие фантазии и творческих способностей;
- развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Возможно, на первых порах обучения ребенку будет сложно в освоении новых знаний, может быть, даже придется возвращаться вновь и вновь к пройденному материалу уже дома, где потребуется помощь родителей, но не стоит отчаиваться - упорные и систематические занятия помогут ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки. Задача взрослых больше времени и внимания уделять занятиям с ребенком, систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений, помимо занятий на подготовительных курсах. Важно заинтересовать малыша, показать ему, что в школе ему может быть очень интересно. Причем нужно обращать внимание ребенка не только на то, что в школе у него будет много новых друзей и он весело будет проводить каникулы. Необходимо показать ему, что учеба - это весьма занимательное занятие само по себе. Объяснить, что в школе он узнает много нового и интересного. Он должен усвоить, что в школе учиться хотя и нелегко, но интересно.
На занятиях педагог большое внимание уделяет развитию фонематического слуха ребенка (детское ухо должно уметь слышать звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки), понимания сути числа, цифры, знакомит с основами геометрического материала (фигура, форма, размер, ориентация в пространстве). Дошкольник учится последовательно излагать свои мысли, вычленять главное и второстепенное, получает необходимую систему знаний об окружающем мире. Задача таких занятий не только дать знания ребенку, но и привить умение применять эти знания, устанавливать элементарную зависимость между причиной и следствием, выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.
Не менее важна в подготовительный период и психологическая готовность маленького человечка к наступлению нового этапа в его жизни. Даже взрослому человеку нелегко преодолеть период неопределенности, так что же говорить о детях 6-7 лет, которые столь сильно реагируют на состояние неизвестности всем своим существом, у них снижается устойчивость к стрессам. Для малыша начинается что-то новое, неизвестное, интригующее и пугающее одновременно. Задача учителя и родителей - помочь ему преодолеть трудности в начале школьного пути. Данный этап в жизни ребенка имеет исключительную важность - порой от того, как сложится начало школьного обучения, зависит его успех в дальнейшей жизни. Поэтому очень важно уделить достаточно внимания психологическому настрою будущего первоклассника. Необходимо, чтобы у него сложилось правильное представление о школьной жизни, дабы впоследствии предотвратить разочарование или даже отвращение, вызываемое у ребенка школой.
Выделяются несколько критериев готовности детей к обучению в школе:
- мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению);
- волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения);
- интеллектуальная, или умственная, готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов, способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
- социальная, или нравственная, готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).
Чтобы подготовить ребенка к школе необходимо адаптировать его к обучению. Включение в занятия дидактических элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, всевозможные обучающие игры – это существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе, выработка у будущего первоклассника навыка учебной деятельности.
Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению - интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью - в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Хорошо, если Ваш ребенок уже умеет и знает:
- Свое имя и фамилию
- Свой возраст
- Свой домашний адрес
- Страну, город в котором живет
- Фамилию, имя родителей
- Времена года(последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года)
- Часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток)
- Домашних животных, их детенышей, повадки
- Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детенышей, повадки.
- Зимующих и перелетных птиц
- Транспорт наземный, подземный, водный, воздушный
- Различать одежду, обувь и головные уборы
- Различать овощи, фрукты и ягоды
- Свободно ориентироваться на листе бумаги (правая-левая сторона, верх -низ)
- Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал
- Свободно считать от 1 до 10 и обратно
- Выполнять счетные операции в пределах 10 (+1,2)
- Различать гласные и согласные звуки
- Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и т.д
- Определять количество и последовательность звуков в словах типа «мак», «дом», «осы», «сани»
- Знать наизусть стихи для детей
- Уметь последовательно пересказать прослушанный рассказ
- Знать и уметь рассказывать русские народные сказки
- Уметь составить (придумать) рассказ по картинке, по серии картинок
- Владеть карандашом: проводить линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов
- Владеть ножницами (резать полоски, вырезать по контуру предмет)
- Уметь выполнять задание по образцу
- Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (20-30 мин)
- Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов
- Сохранять хорошую осанку в положении сидя.